809 учебный авиационный полк


Перейти к содержанию

Самолёты

12 ноября 1930 года, в соответствии с приказом начальника ВВС РККА № 918/276 была образована 9-я Объединенная военная школа летчиков и летчиков-наблюдателей в г. Харьков вблизи ж/д станции Рогань.
Исторически эту дата нужно считать первым днем рождения полков, которым волей Судьбы было предназначено связать свою жизнь с жизнью прославленного в будущем училища летчиков и от начала до конца своего существования заниматься подготовкой летчиков, а 809 УАП самой трудной работой - первоначальным обучением.
Первый набор курсантов был сделан в ноябре 1931 года. К весне 1932 года школу укомплектовали постоянным и переменным составом. Было создано два отдела: подготовки лётчиков и подготовки лётчиков-наблюдателей. Их возглавили опытные руководители Рожкин и Юровский (впоследствии репрессированы).
Незабываемыми событиями для личного состава школы стали полученные в феврале 1932 года первые самолёты
У-2 и Р-1, первый полёт на У-2 командира третьей авиаэскадрильи Ячника.
В 1933-1934 годах на вооружение школы поступили современные самолёты:
И-5, Р-5, ТБ-1, ТБ-3.
В 1937 году училище начало подготовку лётчиков на современных в то время истребителях
И-16.
13 мая 1938 года на основании приказа НКО СССР летная школа была реорганизована. На базе первой бригады, готовившей лётчиков-наблюдателей, создавалось Харьковское военное авиационное училище штурманов, которое было впоследствии в 1960 году расформировано.
На вооружении в училище были самолёты:
Р-5, Р-7, Р-10, ТБ-3, ДБ-3.
21 февраля 1941 года, на основании приказа НКО СССР №049 и приказа Командующего войсками Харьковского военного округа № ОМ/4/0483 училище было переименовано в Чугуевскую школу пилотов и перешло на сокращенные сроки обучения, увеличился план выпуска летчиков-истребителей. В связи с уменьшением сроков обучения летчикам выпускникам присваивалось воинское звание "младший командир".
Начали поступать для обучения самолеты
Ути-4.
Одним из первых на
Ути-4 приступил к обучению курсантов Кожедуб И.Н..
К началу 1941 года Советское правительство приняло ряд мер, направленных на укрепление обороноспособности страны. В лётные школы был увеличен набор курсантов, программы летного обучения были переориентированы на сокращенные сроки подготовки лётчиков, осуществлены поставки новых типов самолётов. Училище переходило к выпуску летчиков на одном типе самолёта-истребителя -
И-16.
В конце 1941 года на вооружение поступили самолёты
ЛаГГ-3. Это одноместный истребитель, опыта обучения на котором ещё не было.
1943 год. Победа под Сталинградом. Победа советских войск в Курской битве. Наша авиация завоевывала преимущество в воздухе, приобретала все больший опыт. Он использовался в обучении курсантов.
В середине года началось переучивание личного состава на новый тип самолёта, при этом не снималась задача по выпуску лётчиков на самолётах
Як-7.
Переучивались также слушатели Морской академии и летчики Средне-Азиатского военного округа на самолет
Як-7б.
В конце мая 1945 года школа возвратилась на свое прежнее место базирования в г. Чугуев и приступила к обучению по полной программе на самолетах
УТ-2, Ла-7 и Ла-9.
В 1947 - 1948 годах на смену самолетам
Ут-2 , Ла-5 и Ла-7 пришли самолеты Як-18, Як-11, Ла-9.
Полк переучился на самолеты
Як-11. Это был переходной самолет перед полетами на боевом самолете Ла-9. Он удачно сочетал простоту учебного с возможностями боевого самолета.
В 1948 году полк переучивается на
Як-18, который был предназначен для первоначального обучения и имел уже убирающиеся шасси, современное радиотехническое и приборное оборудование.
(
продолжение следует)



Назад к содержанию | Назад к главному меню
Hosted by uCoz