События
14.01.2013
Провожали 10 января в Никополе, был салют. Приезжали Максименко Валера, Галиченко Анатолий, Черенков Владимир. Были друзья, родственники, соседи. Сегодня 9 дней. У Юры много курсантов ХВВАУЛа и в Луговой. Первыми в ХВВАУЛе были Игорь Вотинцев (1974 г.), Заслуженный летчик–испытатель, Герой России. Чайка Иван, Заслуженный военный летчик. Много и других достойных его выпускников. Ему посчастливилось провезти на МиГ-21 Кожедуба И.Н. в один из приездов его в Купянск.
1 сентября 1984 года полетели на полигон с ливийским летчиком. На высоте 1500 м после бомбометания загорелась лампочка «Пожар», оглянулся, увидел пламя, перевел самолет в набор, не меняя режима работы двигателя. Летчик передней кабине подтвердил сигнализацию «Пожар». Разворачиваемся в сторону аэродрома, рассчитывал дотянуть после выключения двигателя. В это время наш однокурсник Кшов Виктор был РП на полигоне, говорит: «Юра, сильно горишь, давай прыгай». Посмотрел слева, справа огонь усилился, дал команду летчику приготовиться к катапультированию, сжал держки и потянул на себя.
После катапультирования, увидел рядом, выше, курсанта ливийца, и в процессе снижения смотрел куда его сносит. Приземлился неудачно (сильно приложился), а курсанта после приземления тоже хорошо поволокло по камням (сильный ветер, побил лицо о камни). Бросился на помощь, взвалил курсанта на себя. Рядом была машина, хотел обратиться за помощью, но быстро прилетел вертолет, связался с ним по аварийной радиостанции, забрали нас.
Положили в госпиталь во Фрунзе. Меня долго не отпускали, сказали, надо еще вытягивать позвоночник. В мае приехали летчики из эскадрильи, говорят: «Поехали на охоту». Убежал из госпиталя, потом положили в лазарет в Луговой.
Отправили на медкомиссию, сказали, что летать больше не буду. Предложили остаться на нелетной должности (в/звание - полковник). Уволился, уехал в Никополь.
В 1986 году получил квартиру. Устроился на работу на южно-трубный завод, зам начальника отдела кадров, потом перешел в автошколу ДОСААФ, обучал ребят вождению.
На ферросплавном заводе организовался аэроклуб, бросали парашютистов. Я приходил к ним, рассказывал о конструкции парашюта, процессы отделения, приземления. Даже прыгнул с парашютом. Кроме этого, Свапин Михаил Петрович (18тыс часов налета, 5 тыс. прыжков с парашютом, член сборной Союза по самолетному и парашютному спорту, чемпион Союза по мотогонкам) и Владимир Дмитриевич летали на мотодельтапланах.
Я как-то поехал отдыхать на Азовское море и встретил там студентов ХАИ, которые рассказали, что сделали самолет, но пока не поднимали в воздух. Договорился выкупить у них самолет и на прицепе притянул в Никополь. Поменял движок на более сильный с помощью Владимира Дмитриевича. Пробовали поднимать самолет, но ограничились подскоками, потом повредили. Где-то в этот же период попал в дорожную аварию, на мою легковую машину наехал грузовик (пьяный водитель). Меня из машины вырезали автогеном. После нескольких операций «пересел» в коляску и через какое-то время приехал к Свапину М.П. на аэродром и полетали с ним на Як-52 (я в задней кабине).
Когда заходили на посадку, увидел, что высоковато выравниваем, вмешался в управление и нормально подвел самолет. Потом Свапин сказал: «Чувствуется опытный летчик».
Потом звонил Игорь Вотинцев, поговорили, спросил: «Чего у вас нет?» «Нормальной коляски». И скоро Игорь прислал коляску с проводником поезда.